Классный час «Я человек, но какой?»
1 этап. Сообщается тема классного часа. Приводятся в
качестве эпиграфа слова Карла Юнга. Обсуждаются вопросы.
Человек, без
сомнения, хорош куда менее, чем он о себе думает или чем ему хотелось бы быть.
Каждому из нас сопутствует в жизни Тень, и чем меньше она присутствует в
сознательной жизни индивидуума, тем чернее и больше эта Тень. Если нечто низкое осознается, у нас всегда
есть шанс исправиться. Более того, тогда оно
находится в постоянном контакте с другими интересами и может благодаря этому
постепенно измениться. Но если это низкое вытеснено и изолировано от сознания,
то его уже никогда не исправить.
Карл Юнг.
Вопросы для обсуждения:
- Всякий ли человек личность?
- Назовите качества настоящей личности.
- Что должен делать человек, чтобы воспитать себя
настоящей личностью?
- Что такое счастье? Как вы это понимаете?
Выскажите свою точку зрения, закончив предложение: «Счастье это …»
- Какие качества личности необходимо развивать,
чтобы добиться в жизни успеха?
- В чем, с вашей точки зрения, заключается красота
человека?
- Зачем человеку другие люди?
- Как бы вы ответили на вопрос: «В чем смысл
жизни?»
- Как оценить самого себя? Что для этого надо
делать?
2 этап.
Групповая работа.
Задание № 1.
Раскройте черты юноши, который, по вашему мнению, является настоящим мужчиной.
Задание № 2.
Раскройте черты девушки, которая, по вашему мнению, является обаятельной и
привлекательной.
Задание № 3.
Подберите слова, характеризующие современную молодежь.
Задание № 4.
Что такое конформизм? Почему ученическому коллективу свойственно «стадное»
поведение? Приведите пример такого поведения из жизни вашего класса. Почему вы
сделали то же, что и все остальные? Разделяли вы в этот момент точку зрения
лидера?
Задание № 5.
Согласны ли вы с точкой зрения русского писателя Н.Г.Чернышевского: «…Каждый
отдельный человек должник общества за свое умственное развитие»?
Задание № 6. Определите
своё отношение к высказываниям: «Надменный и упрямый делает всё по-своему, не
слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений» (Эзоп);
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Гёте).
3 этап. Письменные задания.
А сейчас мы все вместе
письменно выполним предложенные задания. Каждый из вас должен предельно
откровенно ответить на вопросы. Анализируя свои ответы, вы сможете сделать
вывод о своих личностных качествах. Может быть, кто-то из вас поставит перед собой ещё и
цели самосовершенствования.
Задание № 7.
Закончите предложение: «Я живу для того,
чтобы …»
Задание № 8.
Выбираем свой вариант и заканчиваем выбранное предложение:
а) Я в основном хороший,
потому что …
Я в основном плохой, потому что …
б) Я свободен и отвечаю за
свои поступки, потому что …
Я зависим и не отвечаю за свои поступки,
потому что …
в) Я в основном эгоистичен,
потому что …
Я в основном заботлив и добр, потому что …
г) Мои убеждения воздействуют
на мою личность, потому что …
Моя личность воздействует на мои убеждения,
потому что …
д) Моя национальность – это …
е) Моя раса – это …
ж) Мужчина – это …
з) Женщина – это …
и) Брак – это …
к) Семья – это …
л) Закон – это …
м) Учеба – это …
н) Успех – это …
В
результате обсуждения вопросов совместно с педагогом определяется современный
идеал гармоничной личности. Затем приводятся слова Швейцера. Альберт Швейцер – нем.-франц.мыслитель,
протестантский теолог, миссионер, врач, музыковед и органист(1875-1965)). После
чего делается обобщение и сообщаются признаки зрелой личности и качества
деловой личности. Их можно представить в виде компьютерной презентации или распечатать каждому ученику. Эти распечатки могут помочь учащимся в
составлении плана самовоспитания.
Идеал культурного человека, как считал
А.Швейцер, « есть не что иное, как идеал
человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».
Признаки
зрелой личности.
По-настоящему зрелой
личностью мы можем считать только того человека, который прошел путь
нравственного совершенствования и, развивая свой характер, смог достигнуть
равновесия между волей, разумом и чувствами. Основой всех мыслей или поступков
такого человека является любовь, обращённая к другим людям. Зрелая личность –
это, прежде всего, человек, умеющий любить. Поэтому ему свойственны этические
черты, выражающие его отношение к другим людям:
- Бескорыстие – ставит интересы других людей выше своих собственных, великодушен,
неэгоистичен.
- Сыновняя почтительность – уважение, любовь и
преданность родителям.
- Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье,
стране.
- Жертвенность – готов пожертвовать собой в
интересах других людей или важного дела.
- Уважение – уважает других людей, их права,
мнения, уважает собственность.
- Терпимость – внимателен к мнению других людей, не
имеет предубеждений и предрассудков.
- Демократичность – готов воспринимать других людей
как равных.
- Сотрудничество – работает вместе с другими для
достижения общих целей.
- Сочувствие – испытывает страдание и боль от
страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко
сопереживать.
- Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится
наказать или отомстить за причиненное зло.
- Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.
- Готовность помочь – всегда готов оказать помощь
всем, кто в ней нуждается.
Наряду
с этим духовно зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к
себе:
·
Чувство
собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в
себе.
·
Ответственность –
отвечает за собственные действия.
·
Честность –
правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.
·
Отвага – храбр,
умеет преодолеть страх.
·
Самоконтроль –
контролирует свои мысли, желания, чувства и поступки.
·
Душевное и
физическое здоровье – обладает здравым, разумным отношением к жизни, имеет и
поддерживает оптимальное физическое состояние.
Качества
деловой личности
- Творческие способности и профессионализм.
- Умение организовать свою деятельность и найти
своё место в жизни.
- Умение находить выход из трудных ситуаций и
конфликтов.
- Умение отстаивать свою точку зрения, быть понятым
и приятным окружающим людям.
- Умение принимать рациональные решения и, не
игнорируя законодательства, добиваться намеченных целей в различных сферах
жизнедеятельности.
4 этап. Самоанализ
Теперь давайте поговорим о самоуважении и
самооценке.
Объективная самооценка и самоуважение так
же необходимы для нашего счастья, как солнечный свет и вода для растущего,
здорового растения.
Самоуважение и самооценка – вовсе не то,
что самовлюбленность, самоуверенность, или высокомерие. Часто люди, не
обладающие настоящим чувством собственного достоинства, пытаются «доказать»
другим, что они ничуть не хуже, и поэтому ведут себя намеренно вызывающе, из-за
чего их легко счесть самоуверенными и высокомерными. Если же Вы хорошего мнения о себе, Вам не нужно
«самоутверждаться» перед другими, просто потому, что Вам нечего утверждать. Вы
тот, кто Вы есть. Утверждая собственное достоинство, научившись любить и ценить
себя, гораздо легче увидеть и полюбить добро и других.
Люди с низкой самооценкой
|
Люди с высокой самооценкой
|
- Уверены в глубине души, что не много стоят;
- Боятся совершить ошибки;
- Постоянно мечтают о физическом совершенстве;
- Ограничиваются интересами и поступками, которые
хорошо известны и безопасны;
- Не умеют принимать комплименты;
- В общении с другими прежде всего заботятся о
производимом ими впечатлении;
- Бывают либо болтливы и высокомерны, либо
униженны и робки;
- Или пытаются командовать другими, или позволяют
вить из себя веревки;
- Склонны к саморазрушительному поведению,
например, к употреблению наркотиков, алкоголя;
- Либо не принимают критики, либо приходят от неё
в отчаяние.
|
- Уверены в глубине души, что они обладают
достаточной ценностью;
- Делают ошибки и учатся на них;
- Принимают свой физический облик таким, какой он
есть, даже если он несовершенен;
- Исследуют новые возможности и интересы,
используя их как возможность для роста;
- Спокойно воспринимают комплименты;
- Непосредственны в общении с другими;
- Пребывают в гармонии с собой и не чувствуют
превосходства над другими людьми;
- С уважением относятся к себе и другим;
- Заботятся о своем физическом и эмоциональном
здоровье;
- Воспринимают критику как возможный путь роста.
|
Задание № 9.
Перечислите основные желательные и нежелательные эмоции (чувства), которые вы
испытываете по отношению к себе, другим, учебному заведению:
|
Желательные эмоции
|
Нежелательные эмоции
|
Я
|
|
|
Другие
|
|
|
Учебное заведение
|
|
|
Задание № 10.
Напишите, как вы обычно ведёте себя, выполняя различные социальные роли и
занимаясь различными видами деятельности:
Социальные роли,
виды деятельности
|
Желательные поступки
|
Нежелательные поступки
|
Сын /дочь
|
|
|
Брат /сестра
|
|
|
Ученик
|
|
|
Гражданин
|
|
|
Работа
|
|
|
Спорт
|
|
|
Свободное время
|
|
|
Эта таблица для самоанализа.
Проанализируйте свои социальные роли, своё отношение к различным видам
деятельности. На основании своих записей сделайте вывод, какой вы человек.
Можно ли вас назвать личностью? Сравните себя с тем идеалом, который мы описали ранее.
5 этап. Рефлексия
Учащиеся письменно отвечают
на вопрос: «Какие выводы для себя я сделал на этом классном часе?»
|