Тема:
«Мир против насилия и жестокости
над детьми»
Цель:
·
воспитание доброго отношения друг к
другу, милосердия, сострадания, доброжелательности;
·
помочь взрослеющему человеку
сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности
и уважении окружающих людей.
Задачи:
1.
Закрепить понятия «толерантность»,
«толерантная личность».
2.
Развить у учащихся черты характера,
присущие толерантной личности.
3.
Воспитать чувство ответственности за
свои поступки.
Эпиграф
к классному часу:
Верю
я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.
Пастернак.
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя:
В нашей жизни, прекрасной, и
странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить засучив рукава.
Учитель: Вот и мы сегодня призадумаемся: что же сегодня происходит
между людьми.
Что такое насилие?
Наси́лие — реальное или
выраженное в форме угрозы преднамеренное применение физической силы или власти
против личности, социальной группы или общества, причиняющее или с достаточно
большой вероятностью приводящее к боли, увечью, смерти, психологической травме,
нарушению развития или депривации. Во всем мире насилие используется как инструмент манипуляций и является
заботой правоохранительных органов, которые пытаются остановить его. Слово насилие
охватывает широкий спектр.
Формы и последствия насилия
Физическое насилие — нанесение ребенку физических травм, различных
телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его
развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, сотрясения в виде ударов,
пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в
виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий
изуверства.
Физическое насилие включает также
вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих
веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например,
снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления
ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные
виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.
Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно
физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными
оскорблениями и психической травмой.
Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки)
взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или
получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус),
оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с
половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение
ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и
ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время
раздевания, отправления естественных нужд.
Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка,
угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его
человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват,
демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также
постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к
взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его
возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами
ребенка — отсутствие должного обеспечения
основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании,
образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в
силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их
без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным
для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Одним из проявлений жестокого
обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда
он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной
беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не
заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети
рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной
беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы
жизни, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с
детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет
одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными
последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо
органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития.
Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются
смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки,
травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и
др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и
усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка,
пострадавшего от побоев
-Выберите из каждой группы то
высказывание, которое вам ближе, понятнее.
·
Лучше муки терпеть – чем их
причинять.
Глупость – мать жестокости.
Более жесток тот – к кому проявлялась наибольшая жестокость.
Жестокость – сестра трусости.
Чем жестокость умней – тем опасней.
Жестокость – слабость.
Жестоки злые люди.
Жестокость способна искоренить доброта.
·
Жалость – унижает и расслабляет.
Сочувствие – поддерживает.
Жалость – пародия на любовь.
Человек не должен никогда никого жалеть – а сочувствовать обязан.
Сострадание отличается от сочувствия тем, что человек не просто сочувствует а,
проникнувшись до глубины души горем другого, тоже испытывает страдание.
·
Сострадание – открывают душу
человека.
Душу утешает доброе слово.
Сострадание – механизм сохранения рода человеческого.
·
Милосердие – готовность помочь или
простить из сострадания, человеколюбия.
Милосердие – главный хранитель мира.
Милосердный – к Богу ближе всех.
Милосердие не есть глупость, не видящая недостатков людей, а есть мудрость, их
не замечающая.
Милосердие – дорога в бессмертие.
Истинное милосердие действует без оглядки.
Любовь – мать милосердия.
Доброжелательность – душевный бальзам.
·
Человек только тогда живет – когда
делает добро.
Истинная доброта от любви.
Доброта – сестра нравственности.
Настоящая доброта не может быть с выгодой или напоказ.
Доброта – основа положительных качеств человека.
Доброта – одно из главных качеств, без которого человек не может состояться как
личность, занять должное положение в обществе и быть уважаемым.
Доброта делает глупость терпимей.
Не успеет доброта появиться, как наглость ее уже погоняет.
Дети рождаются добрыми.
Доброта – постоянное состояние человека, злоба – преходящее.
Дающий получает большее удовольствие, чем берущий.
Доброта открывают душу человека.
Учитель: Вернемся к высказываниям: что запомнили, что «легло на
душу»?
Ученики:
·
Доброта – сестра нравственности.
·
Доброта открывают душу человека.
·
Жестокость – слабость.
·
Глупость – мать жестокости.
·
Более жесток тот – к кому
проявлялась наибольшая жестокость.
Учитель: На доске «ваши ладошки
-Что они символизируют?
Ученики: Тепло, контакт, общую точку, родство душ, внимание,
сострадание.
Учитель: Обратите внимание: на ладошках рисунки-символы: солнышко,
улыбка, радуга, рукопожатие, единство папа-мама-малыш...
Значит, там, где царит любовь,
милосердие и сострадание, нет места жестокости и насилию!
Учитель обращается к эпиграфу.
Учитель: Хочется закончить наш разговор стихотворением неизвестного
нам автора Алексея Нескородова:
Красиво жить не запретишь,
И с Божьей помощью, быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
Я знаю, Бог тебе поможет!
Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!
Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого обидеть можно!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, надо уметь прощать!
Учитель: Становимся в круг, беремся за руки: «Как здорово, что все мы
здесь сегодня собрались!»
На доске коллаж, олицетворяющий это
единство: учитель-семиклассник-выпускник
|